Куда приведет "Льняная дорога"? Юрий Щегольков отвечает на вопросы "Вести Туризм"
Какие города объединит проект «Льняная дорога», в чем его задача и как он будет реализовываться? Об этом порталу "Вести Туризм" рассказал инициатор проекта, генеральный директор Фонда развития малых исторических городов Юрий Щегольков.
Вести Туризм: Давайте начнем с самой идеи проекта. Как она возникла и почему это не "кольцо", "ожерелье", не "золото" или "серебро"?
Юрий Щегольков: "Льняная дорога" - это один из нескольких проектов, который направлен на поддержку и развитие малых исторических городов России через развитие сферы устойчивого туризма. Нашим главным партнером здесь выступает Высшая школа бизнеса НИУ Высшей школы экономики - ведущего российского университета. Всего мы планируем охватить в этом проекте около 90 городов и поселков Центрального, Северо-Западного и Приволжского федеральных округов России, прежде всего Ярославской, Смоленской, Тверской, Новгородской, Вологодской, Ивановской, Костромской, Псковской, Нижегородской и Московской областей. В проекте также учааствуют города республики Беларусь, где, в отличие от России, льнопроизводство сохранилось и находится на высоком уровне. Высшая школа бизнеса стала партнером нашего проекта и своими экспертными, интеллектуальными ресурсами поддерживает нас. Но мы также сотрудничаем с Новгородским университетом имени Ярослава Мудрого, Финансовым университетом при Правительстве РФ, Тверским государственным университетом и некоторыми другими учебными заведениями. Кроме того, мы активно работаем с рядом районных и региональных администраций - прежде всего с Вяземским районом Смоленской области, а также Бежецким и Рамешковским районами Тверской области. И это только начало.
Почему именно лен стал основной темой проекта? Лен - по сути является нашим национальным достоянием. До переворота 1917 года именно продажа льна обеспечивала основу валютных поступлений Российской империи. К сожалению, по разным причинам, прежде всего ошибки в экономической политике 90-х годов прошлого века привели к тому, что по сути льняная отрасль в России разрушена. Очень больно смотреть на заброшеные льнокомбинаты, редкие экспозиции в муниципальных музеях, где о былом величии напоминают редкие экспонаты. Два года назад, когда наш фонд проводил семинар в маленьком городе Рамешки Тверской области впервые возникла идея объединить "льняные города" в единый культурно-познавательный маршрут. У нас нет иллюзий - большинство городов находятся не в самом лучшем состоянии сегодня, да и денег на их развитие у государства нет. Но это не значит, что нужно сидеть сложа руки и дожидаться, когда очередной город превратится в поселок, а поселок - в деревню. Наверное стоит что-то делать самим. Потому маршрут - это своего рода ассоциация людей - и проект этот тоже - "люди для людей" - если мы сохраняем память, значит есть надежда, что мы сохраним свою подлинную культуру. А сохранение происходит через продвижение, стимулирование интереса - и помощь тем, кто разделяет наши идеи. Шаг за шагом - и мы придем к позитивному результату.
Вести Туризм: Как будет организован маршрут? Это что-то вроде "Золотого кольца"
Юрий Щегольков: Нет, "дорога" - понятие образное. Городов много, по сути ее можно проложить от Бреста и Дисны - до Новосибирска. Но сейчас мы работаем на нескольких "линиях" - "Северная" - она начинается в Пскове и Печорах , и - через Новгород и Крестцы, Вологду и Тотьму приходит в конечном итоге к Нижнему Новгороду. А есть "Западная" линия, она самая протяженная - это Дисна (Беларусь), Полоцк, Витебск, Орша - и далее в Россию - Сафоново, Вязьма, Дорогобуж и Сычевка, Ржев, Зубцов, Старица, Осташков, Вышний Волочек, Торжок, Рамешки, Бежецк, Кашин, Кесова гора, Калязин, Углич, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Тутаев, Гаврилов Ям, село Великое, Кострома, Нерехта, Юрьев-Польский, Гаврилов Посад, Суздаль, Вязники, Гороховец, Нижний Новгород. Повторюсь - сама дорога – это понятие образное. Это не значит, что турист за одну поездку должен будет пройти весь маршрут. Это значит, что города, объединенные темой льна, можно посетить за несколько поездок. То есть у нее нет физической продолжительности, у нее есть только города-участники, объединенные единым дизайн-кодом Могут быть скомбинированы несколько городов в одну поездку. И длина ее измеряется количеством городов, которые в нее входят, но не километрами, которые может пройти турист.
Вести Туризм: А что предлагается этим участникам? И как вы будете строить маршрут?
Юрий Щегольков: Строиться она будет как совокупность туристических маршрутов. Турмаршрут может охватывать, как я уже сказал, несколько городов. И смысл самого проекта в том, чтобы как можно больше городов охватить этим маршрутом. Разработка турмаршрута состоит в том, чтобы найти наиболее привлекательные для посетителей точки в каждом из "льняных" городов, интересных для посещения, которые могли бы заполнить время пребывания туриста в городе. Конечно, можно самостоятельно скомпоновать какие-то города в одно путешествие - например - Посмотреть за несколько дней Дорогобуж, Вязьму и Сычевку, или Ржев - Старицу - Торжок. Таким образом, его варианты могут быть локальными, он может проходить весь внутри одного города в рамках одной поездки, а может одна поездка охватывать два и более города в зависимости от того, насколько они близко друг к другу расположены.
Я бы отдельно остановился на теме устойчивого туризма. Мы - реалисты, мы понимаем, что массового потока по теме льна сегодня не будет. Города в которых мы работаем, переживают не самый лучший период своей истории. Да и вообще в России сейчас очень не просто заниматься туризмом или возрождением ушедших промыслов. Тем не менее - наличие трудностей не означает, что мы должны опускать руки. Наличие проблемы - не означает, что надо оставить ее без внимания. Ведь каждая конкретная помощь, которую получит город, музей, человек в результате реализации проекта - это пусть маленький, но наш вклад в будущее России. Как бы пафосно это не звучало. Маршрут и будущие туристы, студенты и преподаватели, которые начали работы по созданию сообщества "Льняная дорога" - а ведь это самое главное - сначала создается сообщество, объединенное общей идеей, затем вырабатываются общие стратегии, цели и задачи, потом - дорожная карта - а в ней уже цели для музеев, выставочных залов, мастеров народных промыслов, туристичских компаний и сохранившихся кое-где льняных производств.
Далее, этот турмашрут, комбинация этих аттракций, достопримечательностей городов, комбинация самих городов должна быть, конечно, предметом продвижения. Без того, чтобы широкая публика узнала о том, куда она может поехать и что интересного может увидеть, невозможно привлечь туристов. Продвижение – это очень важный элемент проекта. Причем продвижение должно быть и в медийной среде, то есть всеми доступными каналами коммуникаций, которые могут служить увеличению узнаваемости, популярности. Некоторые города просто неизвестны, это забытое наследие. И вот эти коммуникации, продвижение, они послужат тому, что многие россияне вспомнят забытое. И обязательно для того, чтобы турмаршрут работал, нужно, чтобы в городах гостей встречали хозяева. Для этого сейчас, совместно с Высшей школой бизнеса совершаются полевые экспедиции в города, в рамках которых проверяется готовность объектов показа, то есть достопримечательности, которые можно посмотреть. Готовность людей, которые могут их показать, о них рассказать. Проверяется готовность объектов инфраструктуры, таких как рестораны, коллективные средства размещения. И по результатам всех этих исследований будут отобраны первые кандидаты льняной дороги, города, которые войдут в этот маршрут. И те точки контакта, те достопримечательности и объекты, которые внутри каждого города будут достойны внимания туристов. Вся информация о проекте сосредотачивается на портале "Льняная дорога" - lendoroga.ru
Вести туризм: И когда, на ваш взгляд, россияне смогут отправиться в путешествие по льняной дороге?
Юрий Щегольков: Я думаю, что уже в ближайший туристический сезон весна-лето 2023 года они узнают многое о тех городах, которые могут посетить, которые вошли в этот проект и которые могут быть им интересны для знакомства и открытия для себя того культурного исторического богатства, которое до сих пор еще не до конца востребовано.
Примечание редакции: Портал Вести Туризм стал информационным партнером проекта создания культурно-познавательного маршрута "Льняная дорога".