Вход для туристов Регистрация

Княжево. Церковь Благовещения.

Княжево. Церковь Благовещения (посл. четверть XVIII в., конец XIX в.) (Россия, Тверская область, Бежецкий район, Княжево)

На фоне иной раз фальшивого великолепия столиц подлинными сокровищами становятся невидимые сразу места, скрытые от нас - временем и пространствами. 

Если вы вдруг окажетесь в Бежецке, не упустите возможность взглянуть на удивительно красивые фрески Благовещенской церкви в Княжево, тем более, что путь от Бежецка до этого населенного пункта не займет много времени.

Как написано в сборнике "Памятники архитектуры Тверской области": «Интересный памятник сельской культовой архитектуры, сохранивший в основе храм архаичного направления с ориентацией на допетровские традиции. Кирпичная церковь с гранитным цоколем стоит на южной окраине села, на кладбище.

Построена в 1776 г., в 1880-е гг. сильно переделана в формах эклектики: храм со всех сторон обстроен, заново сооружены трапезная и колокольня. От первоначального здания сохранилось ядро одноглавого храма с композицией типа восьмерик на четверике. Окружающий его более низкий объём имеет скруглённые восточные углы. Крупная прямоугольная трапезная завершена пологой двускатной кровлей. С запада композицию замыкает четырёхъярусная колокольня.

 

Три яруса-четверика образуют высокий столпообразный объём, на который поставлен восьмигранный ярус. Наибольшую ценность представляет восьмерик храма, в декоре которого преобладают мотивы архитектуры XVII в. Окна с лучковыми перемычками обрамлены наличниками с характерными для этого времени ярусными столбиками. В антаблемент включён пояс полукруглых кокошников. Широкие лопатки на углах расчленены вертикальными филёнками. Цилиндрический световой барабан, завершённый луковичной главкой, декорирован поребриком. Эклектичный декор более позднего объёма храма и трапезной включает наличники арочных окон, лучковые сандрики над некоторыми из них, лопатки, профилированный карниз с сухариками. Храм на южном и северном фасадах выделен ризалитом в две оси окон, завершённым щипцом. Фасады колокольни отличаются плоскостной декоративной обработкой, в которой главное место принадлежит сдвоенным пилястрам по сторонам арочных проёмов.

Храм перекрыт восьмилотковым сомкнутым сводом с круглым отверстием для барабана. Переход от четверика к восьмерику осуществляется при помощи тромпов. Окружающее первоначальное ядро храма пространство разделено подпружными арками на восемь компартиментов с крестовыми и коробовыми сводами. Трёхнефное помещение трапезной, образованное четырьмя попарно стоящими столпами усложнённой крещатой конфигурации, перекрыто системой крестовых и коробовых с распалубками сводов. В интерьере сохранилась масляная настенная живопись конца XIX в.»

Заброшенную церковь на окраине села Княжево Бежецкого уезда Тверской области стоит посетить именно из-за живописи, покрывающей многочисленные своды огромной трапезной и самого храма. В интерьере сохранилась живопись, исполненная очень хорошими краснохолмскими и бежецкими мастерами. Роспись храма отличается великолепным чувством монументализма, ярким колоритом и хорошим рисунком. Очень привлекательно выглядят  великолепные сочные краски и красиво написанные фигуры.

Неоднократно перестраивалась, в частности: в 1881 г. перестроена по проекту архитектора К.К. Гельбига. В 1887-1891 гг. перестроена и расширена трапезная. А в 1891 г. выстроена четырёхярусная колокольня.

Живопись выполнена в близкое время, но разными мастерами в 1870-1890-х. И о ней подробнее. Живопись покрывает все своды трапезной и стены основного объёма храма. Единственное, что её нет на стенах - забелена. Пройдя сквозь колокольню, мы оказываемся в просторной трапезной.

Здесь нас встречают прекрасные фрески, исполненые грамотной и умелой рукой краснохолмского живописца Алексея Емельяновича Суворова.

По мнению Иеромонаха Силуана в их основе лежат гравюры Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда.

"Нагорная проповедь"

Девятая Заповедь Блаженств (из Нагорной Проповеди) "Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь тогда, потому что велика ваша награда на небесах."

"Притча о милосердном самарянине"

"Тайная вечеря"

Нерукотворный Образ Иисуса Христа

"Снятие седьмой печати"

"Сошествие Святого Духа"

"Благовещение"

"Введение во Храм Пресвятой Богородицы"

"Небесный Иерусалим"

Образ Пресвятой Богородицы "Всех скорбящих Радость"

"О тебе радуется"

В другой части этой обширной трапезной.

"Избиение младенцев"

"Видение Иосифу"

"Явление Христа Марии Магдалине"

"Одевание тернового венка"

"Отречение апостола Петра"

"Жены-мироносицы у гроба"

"Омовение ног"

Основной храм. Над входом нас встречает Господь Саваоф.

...с Архангелами.

Размеры храма, а точнее восьмерика на четверике очень небольшие. Окна заколочены и заложены кирпичом.

В старой части - в восьмерике и в том, что осталось от четверика, она выполнена, по некоторым сведениям, около 1877 г. живописцем Александром Алексеевичем Бархатовым, бежечанином, потому что эта живопись очень близка к тем, что ещё сохранились в ряде местных церквей.

"Страшный суд"

"Прибиение к Кресту"

 

"Распятие"

“Народ требует у Пилата смерти Иисуса Христа”

"Снятие с Креста"

"Положение во гроб"

Информация о живописцах 

Источник